Нарушение осанки и проблемы со зрением - причины и взаимосвязь патологий
Содержание статьи
- Почему у детей возникают проблемы со зрением
- Нарушение осанки - как влияет на зрение
- Степени нарушения осанки
- Как плохое зрение влияет на осанку
- Профилактика проблем со зрением и позвоночником
- Зарядка для глаз
- Когда детей показывают окулисту
- Список литературы
Нарушение осанки в дошкольном и школьном возрасте нередко имеет прямую взаимосвязь со зрительным аппаратом. С одной стороны искривление позвоночника может негативно отразиться на работе органов зрения, с другой - близорукость, амблиопия и другие заболевания способствуют возникновению сколиоза, кифоза и ряда других патологий опорно-двигательного аппарата. И в том, и в другом случае основой лечения может стать использование корригирующей оптики. В статье изучается связь между здоровьем глаз и правильной осанкой.
Внесём ясность сразу: нарушение осанки и искривление позвоночника - разновидностями которого являются сколиоз, кифоз, лордоз - не одно и то же.
Нарушение осанки – это привычка держать спину расслабленной с перекосом в одну из сторон или плоскостей, или по-другому - отсутствие хорошей привычки держать спину прямо. При этом человек, при желании может выпрямить спину. Говоря об искривлениях позвоночника, мы ведём речь не о привычках, а о заболеваниях, которые человек уже не может устранить по своему желанию, просто выпрямившись. Как и в случае со зрением, человек с близорукостью уже не может начать видеть то, что он физически не может видеть просто своим волевым решением.
Почему у детей возникают проблемы со зрением
Нарушение работы органов зрения в последние годы отмечается не менее, чем у 30 % школьников России. У большей части диагностируется близорукость, также есть пациенты с косоглазием, амблиопией, дальнозоркостью. [ 1 ] К наиболее вероятным факторам, приводящим к перечисленным заболеваниям, относят:
- Высокую нагрузку на зрительный аппарат, что в наше время также связано с постоянным просмотром интернет-контента на телефоне, планшете, ноутбуке;
- Влияние на организм неблагоприятных факторов, к числу которых можно отнести неправильную организацию рабочего места ученика, несоблюдение гигиенических норм в стенах учебного заведения;
- Гиподинамию. Если малыш в одной позе (сидит или стоит) находится больше нескольких минут, то вся нагрузка переносится с мышечного корсета на межпозвонковые диски и связки, а это способствует формированию плохой осанки.
Часто острота зрения снижается у малышей со слабым физическим развитием, так как мышечный корсет расслабляется и не выполняет свою функцию в полной мере. Появляются проблемы с осанкой, которые могут стать основной причиной ухудшения зрения.
Нарушение осанки - как влияет на зрение
Осанкой называют привычную для человека позу в движении и покое. Правильное положение позвоночного столба зависит в первую очередь от тонуса мышечного корсета и от состояния связок. Причины нарушения осанки могут являться следствием врожденных особенностей позвоночного столба, травм. Патологию может спровоцировать перенесенный ревматизм, рахит, различные болезни нервной системы, неправильный образ жизни и несоблюдение режима дня. При систематических нарушениях осанки позвонки сдвигаются со своих физиологических мест, что приводит к искривлениям позвоночника, и могут передавливать сосуды, проходящие в позвоночном столбе. В свою очередь это приводит к тому, что головной мозг недополучает нужного для его нормального функционирования количества кислорода и питательных веществ. В результате страдают и те отделы головного мозга, которые отвечают за восприятие окружающих объектов, за их четкость и анализ поступающей извне информации. Проявляется это быстрой усталостью глаз, покраснением конъюнктивы, повышенной восприимчивостью к свету, снижением остроты зрения. Есть три основных вида искривлений позвоночника у детей:
- Сколиоз. Позвоночник искривлен во фронтальной (боковой) плоскости, то есть наблюдается перекос на одну из сторон;
- Кифоз. Позвоночник искривляется в сагиттальной плоскости. Иначе кифоз у детей называют сутулой спиной или сутулостью;
- Кифосколиоз. Объединяет оба вида нарушений.
Сколиоз и кифоз чаще затрагивают грудной отдел позвоночника. При правильной осанке плечи, лопатки, ключицы расположены симметрично, голова держится прямо, не отмечается аномалий изгибов. [ 3 ] При искривлении позвоночного столба дети периодически могут жаловаться на боли в плечах, шее, голове, а родители могут отмечать снижение зрения по косвенным признакам. К ним относят прищуривание при рассматривании далеко расположенных предметов, близкое расположение книг при чтении, усталость глаз.
Степени нарушения осанки
Всего их три:
- На первой изменяется тонус мышц. Но все дефекты исчезают, как только человек распрямляется. На этой стадии нарушение осанки у детей можно легко корригировать систематическими упражнениями;
- На второй стадии изменения затрагивают и связочный аппарат позвоночного столба. Сделать осанку правильной также помогут лечебные упражнения, но их нужно делать регулярно на протяжении нескольких месяцев под руководством опытного инструктора;
- На третьей степени патологические процессы происходят уже в позвонках и межпозвоночных хрящах.
Степени сколиоза у детей влияют на выбор тактики лечения. На третьей стадии необходимы ортопедические процедуры, ношение жестких корсетов и даже хирургическое вмешательство.
Как плохое зрение влияет на осанку
Связь между миопией и нарушением осанки отчетливо прослеживается. При ухудшении остроты зрения и отсутствии правильной коррекции школьник вынужден искать такую позу тела, при которой ему будет более четко видна информация на классной доске. Это приводит к патологическому искривлению позвоночника, что может вызвать сколиоз у детей и другие виды нарушения осанки. Среди слабовидящих учеников в возрасте от 7 до 18 лет у большей части при обследовании была установлена миопия, анизометропия, косоглазие. Нарушение осанки и разные проблемы со зрением у одних и тех же пациентов могут быть также связаны со слабостью соединительной ткани, что в свою очередь может быть обусловлено генетической предрасположенностью. Соединительная ткань входит в строму практически всех внутренних органов и при ее слабости отмечаются изменения со стороны почек (может проявляться нефроптозом), органов дыхания, сердца, а также зрительного аппарата. У таких пациентов может быть и плоскостопие[1, 3, 4 ].
Профилактика проблем со зрением и позвоночником
Профилактика нарушения осанки позволяет уменьшить и риск развития миопии, косоглазия, амблиопии, дальнозоркости. Особенно активно положение позвоночного столба формируется в возрасте от 6 до 8 лет, но укреплять мышечный корсет необходимо начинать как можно раньше и больше всего в этом помогают адекватные физические нагрузки, игры на свежем воздухе, занятия в спортивных секциях [ 5 ]. На тонусе мышц и осанке положительно отражается плавание, обычный бег и бег на лыжах, езда на велосипеде. Считается, что ребёнок не менее 20 минут в день должен уделять физическим упражнениям. Очень полезен и для глаз, и для позвоночника настольный теннис, в нем сочетаются активные движения руками и ногами с отслеживанием перемещающегося объекта, что полезно для укрепления глазной мышцы. Избежать появления проблем с опорно-двигательным аппаратом и нарушения осанки, а соответственно и миопии, косоглазия, синдрома ленивого глаза помогают следующие меры:
- Правильная организация рабочего места школьника. Информацию о стандартах выбора стола и стула по росту ученика можно найти в интернете. Обязательно нужна подставка под книги, лампа с регулируемым светом и те канцтовары, которые удобно держать в руке;
- Дозированные нагрузки. При выполнении домашнего задания ученик начальной школы должен за один раз потратить не более 20 минут времени. Затем нужно сделать перерыв на 5-10 минут, но его нельзя тратить на те занятия, которые дают нагрузку на глаза. Лучше в это время поиграть в активные игры, уделить внимание домашним питомцам, сделать расслабляющие упражнения для рук и глаз;
- Ограниченный просмотр телевизора и игр за компьютером. Детям младшего школьного возраста разрешено проводить за компьютером и телефоном не более 1 часа в день, а за просмотром телепередач с расстояния от 2 метров не более 2 часов;
- Полноценное питание. Головной мозг (соответственно и зрительный аппарат) не может правильно функционировать без микроэлементов, витаминов и полноценных питательных веществ. Чтобы они регулярно поступали вместе с кровью в рационе должно быть мясо, злаковые культуры, фрукты, свежие овощи, рыба, сливочное масло, орехи. Важное значение для здоровья имеет вода, она положительно отражается на обменных процессах и повышает общую активность. В день нужно выпивать не менее 1, 5 литров чистой воды.
Здоровый ребенок на улице должен проводить не менее одного часа – свежий воздух способствует укреплению иммунитета, положительно отражается на нервной системе. И все это время он должен быть активным – бегать, прыгать, кататься с горок и заниматься другими играми с детьми [ 3 ].
Зарядка для глаз
При нарушении зрения или склонности к близорукости офтальмологи детям рекомендуют делать специальную гимнастику. Она полезна и для всех остальных малышей, особенно после поступления в школу, так как нагрузка на зрительный аппарат возрастает. Простейшие упражнения малыш научится выполнять с 1-2 раза:
- Глазами двигать по горизонтали. При этом нужно задерживать взгляд в правой и в левой стороне на 5-7 секунд (посчитать до 5), посмотреть как обычно вперед и на 2-3 секунды закрыть глаза. Повторяют упражнение 3-4 раза;
- Аналогичное упражнение только в вертикальной плоскости, то есть смотреть нужно вверх и вниз;
- Смотреть обоими глазами на кончик носа, считая до 15-20. Закрыть глазки на 2-3 секунды, повторить упражнение 4 раза;
- Крепко зажмурить глазки и резко их открыть. Повторить 4-5 раз;
- Моргать глазками в быстром темпе в течение 20-30 секунд.
Упражнения для глаз желательно повторять не реже 1 раза в день. Тем детям, у которых уже есть проблемы со зрением, лучше это делать 2-3 раза, улучшения будут хорошо заметны через 4-6 месяцев регулярных занятий [ 4, 5 ].
Когда детей показывают окулисту
Офтальмологический осмотр проводят первый раз на 2-3 день после рождения малыша. Затем новорожденного окулисту показывают в месяц, в один год и ежегодно. Но это касается только тех детей, у которых нет проблем со стороны зрительного аппарата. При выявлении заболеваний глаз врач приемы может назначить через каждые 6 или 3 месяца [ 4 ]. Во время осмотра окулист выясняет жалобы, задает вопросы о наследственности и сопутствующих патологиях, проводит внешний осмотр и обследование на специальных аппаратах. При современном уровне технического оснащения медицинских учреждений малейшие нарушения можно диагностировать на самой ранней стадии их возникновения. Ребенка желательно внепланово показать окулисту и получить его консультацию, если родители замечают у него нарушения осанки. Проблема может быть связана именно с ухудшением зрения и современная коррекция позволит предупредить дальнейшее прогрессирование сколиоза или кифоза у детей. Лечение миопии, астигматизма, дальнозоркости, косоглазия назначают после комплексной диагностики, и оно может быть медикаментозным, аппаратным, хирургическим. Кроме того большинству маленьких пациентов назначают оптику для коррекции проблем со зрением – очки или линзы. Сейчас все чаще и дети, и родители останавливают выбор на детских контактных линзах MiSight® 1 day. Они мягкие, легко вставляются и их можно подобрать в зависимости от выявленной проблемы. В отличие от очков линзы всегда будут находиться на месте – малыши их практически не чувствуют и поэтому они не мешают заниматься активными играми, бегать, общаться с друзьями.
Список литературы:
- Аветисов С.Э. Зрительные функции и их коррекция у детей – М.: Медицина, 2005 год;
- Котешова И.А. Нарушение осанки: лечение и профилактика. – М.: ЭКСМО, 2004;
- Бойченко А.В., Щербин С.Л., Каскулов Х.М. Диагностика и коррекция сколиоза у детей. Изд-во ЦВВР "Биос" РГУ, 2001.
- Комплексный подход к профилактике и лечению прогрессирующей миопии у школьников. Авторы: Е.П. Тарутта, Е.Н. Иомдина, Н.А. Тарасова, Г.А. Маркосян, М.В. Максимова//РМЖ. Клиническая офтальмология. - 2018.
- Научная работа на тему «Коррекция психосоматического здоровья детей с миопией при нарушении осанки». Авторы: В. И. Малыгина, Л. А. Грацкая, В. Д. Малыгин.