Содержание:
- Почему ребенок не хочет ходить в школу: 6 основных причин
- Причина 1. Трудности в учебе
- Причина 2. Проблемы в отношениях с учителями
- Причина 3. Проблемы в отношениях со сверстниками
- Причина 4. Проблемы со здоровьем
- Причина 5. Семейные проблемы
- Причина 6. Психологическое состояние ребенка
- Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу?
- Роль родителей в создании позитивного отношения к школе
- Ответственность родителей, если ребенок не посещает школу
- Вывод
- Список литературы
- Вопросы и ответы
Даже самый дисциплинированный отличник, стремящийся к новым знаниям и свершениям, иногда предпочел бы не грызть гранит науки, а отдохнуть, поспать подольше и поиграть. А бывает, что ребенок начинает постоянно пропускать занятия и категорически отказывается учиться. От родителей такие ситуации требуют особого внимания. О наиболее частых причинах таких «забастовок» и том, как на них реагировать, расскажем в статье.
Почему ребенок не хочет ходить в школу: 6 основных причин
Конечно, дети разных возрастов имеют свои особенности. Например, первоклассникам сложно привыкать к дисциплине и ранним подъемам, особенно если они не ходили в детский сад, а старшеклассники чаще страдают от проблем во взаимоотношениях с одноклассниками и учителями. Но если речь идет о конкретном ребенке, важно разбираться именно с его ситуацией, а не статистикой. Основных причин мы выделили 6.

Причина 1. Трудности в учебе
Чтобы усвоить материал, часто недостаточно слушать учителя, читать учебник, работать на уроке. Никто не любит тратить время и силы на то, что не получается. Поэтому возникает замкнутый круг: чем меньше школьник понимает в том или ином предмете, тем меньше хочет им заниматься.
Можно пойти на дополнительные занятия, заниматься с репетитором, найти другие способы — но дети сейчас перегружены, иногда попытки подсчитать нагрузку на школьника среднего звена или старшеклассника приводят к ошеломляющим даже для взрослых цифрам.
Что с этим делать? Разбираться в причинах. Если непонятой осталась конкретная тема, можно справиться с ней за пару занятий, причем иногда родители способны объяснить все сами. В других случаях требуется помощь репетитора. Важно поговорить с ребенком, выяснить у него подробности и подобрать подходящий формат. И объяснить, что дополнительные занятия помогут ему лучше разбираться в предмете — в результате школьные уроки и выполнение домашки будет идти легче и быстрее, так что по итогу он выиграет. Если ребенок считает, что дело в учителе — он плохо объясняет или «придирается», - занятия с другим специалистом помогут оценить знания, увидеть пробелы, дать информацию в более доступной форме.
Очень важно объяснить ребенку, зачем ему надо учиться. Сравнить возможности для дальнейшего обучения, работы, заработка, статуса и т.д. Объяснить, что «стану блогером, моделью, актрисой и т.д.» — это путь, слишком редко приводящий к успеху, это скорее «ошибка выжившего». И почему ему нужны физика, химия или литература, если он не собирается работать в этих сферах. И желательно все же выделять время для отдыха.
Причина 2. Проблемы в отношениях с учителями
В младшей школе, когда ребенок фактически полностью зависит от одного педагога, особенно важно разобраться в ситуации: если ощущается предвзятое отношение, кто-то из класса бывает наказан за то, что у других даже не замечают, возможно, лучше сменить класс или школу.
В среднем звене предметы ведут разные учителя, и с каждым складываются свои отношения. Если, например, проблемы возникли с определенной дисциплиной, в то время как по другим оценки неплохие, важно разобраться, в чем дело — в учителе или самом предмете. Довольно часто удается исправить ситуацию обсуждением проблемы с учителем, классным руководителем и ребенком с определением перспектив. Если конфликт продолжается и влияет на мотивацию ребенка к занятиям предметом и в целом к учебе, возможно, тоже лучше найти другую школу.
Но бывает, что требования учителя вполне справедливы — просто человек ценит свою работу и, соответственно, строг и требователен к ученикам. Современные дети к такому часто не привыкли — и тут важно объяснить, что следует соблюдать заведенные учителем правила и выполнять его требования.
Причина 3. Проблемы в отношениях со сверстниками
Одна из самых сложных и эмоционально заряженных тем. Если первоклассники идут в школу прежде всего за знаниями, хотя и для них тема дружбы очень важна, то для подростков школа — зачастую в большей степени место тусовки, поиска своих, общения.
Буллинг и травля в подростковой среде, к сожалению, не редкость. Причем никакие объективные причины для нападок на жертву не нужны — травить могут самую красивую или неформатную девочку, самого умного «очкарика», ребенка с особенностями развития, отказывающегося «курить за гаражами» спортсмена или кого-то еще, кто чем-то отличается от большинства.
Задача родителя в таких случаях — заметить изменения в ребенке. Если он часто в плохом настроении, стал более тревожным, может заплакать без видимого повода, вздрагивает, а главное, не хочет ходить в школу, следует в очень мягкой, корректной форме с ним поговорить. Обсудить, как дела в школе, как складываются отношения с одноклассниками, кто у них в классе выделяется и чем. И ни в коем случае не обвинять ребенка — он не виноват в том, что с ним не дружат, над ним смеются, происходит еще что-то неприятное. Даже если в его поведении есть что-то, что вам не нравится, в этот момент никаких обвинений быть не должно. А вот обсудить ситуацию с классным руководителем, школьным психологом, родителями учеников желательно. Возможно, после этого она изменится в лучшую сторону. Иногда требуется не беседа, а заявление на имя директора, а если и это не дало результат — обращение к инспектору по делам несовершеннолетних и в другие структуры. Может так случиться, что в результате все равно наилучшим выходом оказывается перевод в другую школу.
Впрочем, зачастую конфликты со сверстниками носят не столь глобальный характер, а нежелание идти в школу вызвано ссорой с друзьями по незначительному, по мнению взрослых, поводу. Тогда следует объяснить ребенку, что иногда можно не отстаивать свою точку зрения и согласиться с чужой, если вопрос не принципиальный. И научить извиняться, если не прав. И даже расставаться с теми, кого считал друзьями, если они оказались не ими. Это непростые темы, которые не всегда воспринимают из уст родителей — в таком случае можно найти другого авторитетного для подростка взрослого.

Причина 4. Проблемы со здоровьем
Об этом многие родители не очень задумываются, ограничиваясь выявлением симптомов простуды или других заболеваний с явными признаками, например, расстройств пищеварения. Между тем причин может быть гораздо больше.
И среди них одну из лидирующих позиций занимают проблемы со зрением — миопия (близорукость), гиперметропия (дальнозоркость), астигматизм. Неправильно подобранные очки или контактные линзы, отказ от их ношения, чтобы не вызывать насмешки, просто слишком большие для конкретного ребенка нагрузки на глаза — все это становится причиной головных болей и чрезмерной усталости. И, как результат, нежелания идти туда, где чувствуешь себя плохо — то есть в школу. Что приводит к сложностям с учебой, запуская порочный замкнутый круг.
Чтобы помочь ребенку, следует позаботиться о том, чтобы подобрать ему правильные средства коррекции. Отдельно выделим лечебные мягкие контактные линзы для детей MiSight 1day — экспериментально доказано, что они способны вдвое замедлять прогрессирующую миопию, то есть не только возвращают четкость восприятия окружающего мира, но и помогают сохранить зрение. На нашем сайте вы найдете оптики, где можно подобрать и купить линзы MiSight 1day. В целом статистика показывает, что проблемы со зрением «молодеют» — поэтому не забывайте хотя бы раз в год посещать с ребенком офтальмолога.
Кроме того, самочувствие школьников, особенно в подростковом возрасте, сильно зависит от состояния опорно-двигательного аппарата — нарушения осанки сказываются на кровоснабжении головного мозга, что может провоцировать головные боли, утомляемость, отсутствие концентрации внимания. Гормональная перестройка организма и активный рост влияют на состояние кожи и сердечно-сосудистой системы. Все это сказывается на физическом и эмоциональном состоянии — подростки часто страдают от неврозов, комплекса неполноценности. Поэтому важно помнить, что нежелание учиться — далеко не всегда лень, зачастую это своеобразный симптом реальных заболеваний.
Не считаются болезнью, но имеют значение особенности биоритмов — «совы» сложней просыпаются утром и чаще опаздывают в школу, да и сосредоточиться им сложнее. Некоторые исследователи считают это врожденными особенностями, другие утверждают, что их можно скорректировать — и лучше приучать к режиму с раннего детства, потому что убедить подростка в необходимости ложиться спать до полуночи гораздо сложнее.
Причина 5. Семейные проблемы
Дети очень уязвимы в случае конфликтов и неурядиц внутри семьи. Разводы и вторые браки родителей, ссоры родственников, финансовые проблемы — все это может одновременно и вызывать нежелание быть дома в такой обстановке, и мешать учиться, поскольку очень сложно сосредоточиться на том, что объясняет учитель, когда мысленно и эмоционально ты пытаешься удержать привычный мир, уговорить родителей не разрушать его.
В таких ситуациях важно дать ребенку понять, почувствовать, что вы его все равно любите, цените, он не перестал быть нужным. Да, взрослым может быть сложно найти ресурсы на общение с ребенком, особенно если это подросток с глобальным отрицанием всего подряд. Но сделать это необходимо — у него должна быть опора, уверенность, что он получит от вас поддержку.
Отдельно следует сказать о смене места жительства и школы — это серьезный стресс для ребенка, поскольку он теряет привычное окружение, уже имеющихся друзей, оказывается в новой обстановке, где не все могут принимать его доброжелательно. Если нежелание идти в школу возникло после переезда, обсудите с ребенком, почему это произошло, помогите освоиться, если возникли конфликты со сверстниками или взрослыми, решить их. Иногда целесообразно обратиться к психологу, если адаптация проходит сложно.
Причина 6. Психологическое состояние ребенка
Если вы видите, что ребенок подавлен, находится в тревожном состоянии, его преследуют страхи — а они могут принимать разные формы, изменяясь с возрастом, но по-прежнему мешая, — обратитесь к психологу или неврологу. Иногда может потребоваться помощь психиатра — не надо бояться, это не постановка на учет, которая может испортить дальнейшую жизнь, психиатр лечит, например, депрессивные и тревожные расстройства, нарушения сна, и все это совершенно нормально воспринимается в современном мире.
Что делать, если ребенок не хочет ходить в школу?
- Прежде всего — понять, почему так происходит. И дальше действовать исходя из этого. Побеседуйте с классным руководителем, школьным психологом, другими людьми, которые могут дать информацию о ситуации.
- Важно разговаривать с ребенком — не давить, не угрожать, а объяснять на понятных ему примерах, зачем нужно учиться. Что нужно знать, чтобы стать тем, кем он хочет. Как действовать.
- Помогите настроить правильный режим дня, позаботьтесь, чтобы ребенок получал все необходимые полезные вещества, достаточно двигался.
- Если есть конфликты, найдите людей, с кем ему комфортно общаться. Дайте точку опоры. И будьте ей сами — пусть ребенок знает, что вы поможете. Будьте на его стороне.
Роль родителей в создании позитивного отношения к школе
Если родители с теплом вспоминают о том, как учились сами, проявляют уважение к учителям, участвуют в школьных мероприятиях, ребенок воспринимает это как норму. Очень важно поддерживать его желание учиться, по возможности помогать разобраться в каких-то темах, хвалить за успехи, а с критикой быть аккуратней.
Ответственность родителей, если ребенок не посещает школу
Может встать вопрос о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей. В зависимости от частоты пропусков и их длительности органы опеки могут провести беседу с родителями, назначить штраф, поставить семью на учет, а в самых тяжелых случаях — лишить родительских прав и привлечь к уголовной ответственности.
Вывод
Если ребенок не хочет учиться, нельзя пускать дело на самотек — важно выяснить причины этого, помочь разобраться со всеми проблемами, будь то непонимание каких-то предметов и тем, конфликты или психологические сложности. Объясните школьнику, почему ему необходимо учиться, если требуется, привлеките психолога или другого специалиста. Проверьте, нет ли у него заболеваний или иных проблем со здоровьем — если есть, обратитесь к врачам, чтобы их решить.
Список литературы
- Ахмадуллин Ш.Т., Шарафиева Д.Н. Мотивация детей. Как мотивировать ребенка учиться. — М.: БИЛИНГВА, 2016. — 80 с.: ил.
- Демирчоглян Гарант Гургенович. Глаза: школа здоровья, редактор Т.Н. Прокопьева. Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2000 — 176 с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология / В.А. Якунин. СПб.: Полиус, 2019. — 638 с.
Вопросы и ответы
Выяснить, почему это произошло. Если дело в конфликте с одноклассниками или учителем, постараться разрешить его. Если в ранних подъемах и дисциплине — объяснить, почему они нужны. И рассказать, как важна учеба для дальнейшей жизни — необязательно на одни пятерки.
Поговорить с ним — почему он так поступает? Корректно, не унижая, ответить на все аргументы и возражения. Объяснить важность учебы, рассказать о последствиях для него и близких, если он так и не начнет посещать школу. Если проблема в буллинге или конфликтах, возможно, имеет смысл перевести ребенка в другую школу или на домашнее обучение.
Есть разные варианты — организовать занятия с репетитором, индивидуальные или в группе, объяснять самостоятельно, найти обучающие видео в интернете. Выбирайте исходя из своих возможностей и особенностей характера ребенка.
Объясните, почему это важно для него и его будущего, что произойдет, если он будет прогуливать. Можно ввести какие-то материальные поощрения — необязательно дорогостоящие, но показывающие, что вы цените его усилия.
Если ребенок щурится, слишком близко к лицу подносит гаджеты и книги, наклоняется к компьютеру, скорей всего, у него близорукость. Также о проблемах со зрением могут говорить головные боли. Посещайте ежегодно офтальмолога для проверки зрения.