Буллинг в школе

Заглушка

Буллинг в школе – вид насилия, который всегда предполагает агрессивное преследование. Исследования показали, что 13% учащихся страдают от словесной травли, 12% являются жертвами сплетен, 5% детей сталкиваются с физическим насилием и около 5% чувствуют себя изгоями из-за поведения своих сверстников. Эти показатели неутешительны. Буллинг может происходить на любом этапе обучения – в младших, средних или старших классах.

Одни дети являются агрессорами, другие жертвами, а третьи – наблюдателями. Последствия конфликтов могут выражаться в одиночестве, сложной адаптации, неуверенности в себе, низкой самооценке и депрессии жертвы буллинга. Более ранние попытки выявить травлю смогут предотвратить подобные осложнения.2,3

Что такое буллинг в школе

Коммуникативное взаимодействие устанавливается различными способами. Характерной чертой является участие как минимум двух людей и регуляция коммуникативного поведения. Адаптация каждого из участников должна осуществляться на основе "обратной связи", которая включает различные социально-психологические механизмы.

Важнейшим фактором, определяющим эффективность межличностного взаимодействия, является коммуникативный контроль. Речь идет о вербальных или невербальных действиях человека, которые содержат в себе информацию о распределении контроля – актуализацию власти и реализацию некоего влияния.1,2,4

Буллинг (от английского - bullying) как взаимодействие, которое разворачивается в диаде "агрессор – жертва":

  • Действия, мотивированные стремлением к агрессивному доминированию над другими;
  • поведение агрессора направлено на утверждение господства и/или устранение дисбаланса власти.

Ученик может быть "агрессором" по отношению к однокласснику, но "жертвой" со стороны старшеклассников или сотрудников системы образования. В психологической основе буллинга лежит агрессивное мышление.

Оно сосредоточено на получении удовольствия при эксплуатации других. Некоторые школьники выступают в роли свидетелей или наблюдателей.2,6

Речь идет об идеологии полного доминирования на основе позиции "Я победитель, а ты проигравший". При буллинге используются разные формы доминирования. Как правило, агрессор любыми путями пытается получить контроль над ситуацией, и достичь собственные цели, независимо от последствий его действий для окружающих.3,4

Любая форма агрессии или дискриминации направлена на причинение вреда репутации жертвы. Причины могут быть разные. Многие подобным образом пытаются справиться с трудной ситуацией в их личной жизни, например разводом родителей, смертью родственника, жестоким обращением или унижением в их жизни.2

Последствия буллинга в школьном коллективе:

  • трудности в социализации;
  • более низкая успеваемость;
  • сложности в поиске долгосрочных отношений;
  • снижение уверенности в себе;
  • проблемы с психическим здоровьем (депрессия);
  • заниженная самооценка;
  • расстройства пищевого поведения;
  • суицидальные мысли или попытки.1,6

Иногда агрессор задирает кого-то из зависти или потому, что думает, что его будут считать более значимым. Для него подобное поведение рассматривается, как способ завоевать друзей, но это миф. Все формы травли и антисоциального поведения неприемлемы. Буллинг совершается намеренно с целью причинить вред другим людям и часто повторяется, что оказывает долгосрочное воздействие на сознание.4,6

Виды буллинга в школьном коллективе

Мальчики в школьной среде начинают проявлять свою заинтересованность девочками через грубое поведение и "запугивание", используя оскорбительные шутки. Это не следует рассматривать, как буллинг, хотя, как плохое воспитание - да. Девочки, обижаясь, могут критиковать и осуждать обидчиков в своем окружении, не проявляя личностной или групповой агрессии. Это также является нормой.

При косвенном типе буллинга школьник может не знать или же догадываться о том, что происходит. Эта травля совершается с намерением нанести ущерб репутации. Агрессор может не раскрывать свою личность. Сюда входят словесные оскорбления за спиной ученика, распространение ложной информации, вандализм в отношении их имущества, распространение ложных слухов, отказ от общения.2,3,6

Существуют различные виды буллинга в школьном коллективе:

  • Физический – избиение (удары кулаками, ногами и другие физические нападения) для установления власти над сверстниками.
  • Вербальный – различные угрозы, оскорбления, дразнилки и насмешки.
  • Социально-психологический – злонамеренные сплетни, домыслы, отказ от общения.
  • Экономический – вымогательство, воровство (кража денег), порча вещей и одежды.
Отдельно следует выделить кибербуллинг – травлю, которая происходит в интернете. Включает отправку, размещение или распространение ложного контента или передачу личной информации, вызывающей смущение или унижение.1,4,6

Почему дети становятся жертвами буллинга

Одна из наиболее распространенных причин буллинга в школах – это предрассудки. Школьники склонны запугивать других учеников, которые отличаются от них по расе, религии, внешности, весу или социальному статусу. Многие также сталкивались с жестоким обращением из-за своей внешности – типа волос, черт лица или телосложения, ношения очков.

Заглушка

Агрессоры, дразнят и придираются к тем, кто не уверен в себе. Задирают тех, кто имеют то, чего нет у них. Чаще всего причиной является более высокая успеваемость по учебе. "Ботаники" чаще всего подвергаются буллингу, что негативно сказывается на их успеваемости и социализации.3,4

Почему агрессоры начинают буллинг:

  • Отсутствие эмпатии – многим не хватает чувства сопереживания и сострадания. Это вызвано проблемами с психическим здоровьем. они не понимают, что причиняют вред, не чувствуют сострадание.
  • Нарциссическое расстройство – дети с чрезмерно высокой уверенностью в себе склонны травить сверстников. Они считают себя выше других. Им нужно чувствовать себя непобедимыми.
  • Жестокое обращение – дети, которые ранее подвергались насилию, также склонны травить других. Они склонны выражать свое разочарование из-за жестокого обращения дома. Думают, что буллинг придает им авторитет, запугивают других учеников, заставляя их чувствовать свое превосходство, потому что сами оказались в уязвимом положении.
  • Давление со стороны сверстников – многие ученики, на которых оказывают влияние старшие или физически более крепкие ребята, запугивают других. Они демонстрируют травлю по отношению к слабым, поэтому сами не подвергаются буллингу. Они думают, что если они будут выступать против этого, то могут потерять своих друзей.4,6

Отдельно следует выделить такую причину буллинга, как эгоизм. Если таким школьникам не уделяется столько внимания, сколько им нужно, то они начинают предпринимать действия, направленные на привлечение этого внимания. Запугивая других, они получают это внимание. Эгоисты чувствуют, что унижение других приносит им удовлетворение. Причиной является отсутствие внимания со стороны родителей.3,5

Сверстники могут относиться к "очкарикам", которые не участвуют в активных играх или физкультурных занятиях, с издевательством. Школьники, которые стоят в стороне на переменках, могут чувствовать себя изгоями. Это чревато негативными последствиями в их социальной адаптации и плохо сказывается на самооценке.

Хотя неприятный термин "очкарик" является пережитком прошлого, негативные стереотипы о ношении очков еще живы в умах детей. При ношении очков школьник становится замкнутым, считает, что сверстники обязательно будут его дразнить, поэтому сторониться общения.

Не стоит позволять стереотипам влиять на самооценку. Помогите своему ребёнку понять, что истинная красота и уверенность в себе происходят изнутри, а не из внешних атрибутов.

Поддерживайте его и помогайте ему принимать себя таким, какой он есть.2,3,6

Влияние и последствия буллинга

Даже став взрослыми, жертвы часто помнят те болезненные переживания, которые испытывали из-за буллинга. Психологи утверждают, что школьная травля сравнима с домашним насилием. Она имеет такие же по тяжести последствия для здоровья.

В результате могут развиться психосоматические заболевания:

  • хронические головные боли;
  • проблем со сном и питанием;
  • депрессия и повышенная тревожность;
  • специфические невротические расстройства.
Наиболее серьезной реакцией на буллинг являются попытки совершить самоубийство. Также жертва может взять "дело в свои руки" и отомстить в той или иной форме.2,6,7

Как понять, что школьник стал жертвой буллинга

Дети не делятся с взрослыми всеми своими проблемами. Поэтому родителям нужно быть внимательными, чтобы вовремя увидеть симптомы буллинга. Также следует научить своего малыша, что нужно рассказывать маме и папе о любых ситуациях, вызывающих негатив. В семье не должно быть секретов, родители всегда готовы прийти на помощь и оказать поддержку, обсудить любые ситуации.

Про буллинг в школе можно узнать по следующим проявлениям:

  • Негативное отношение к учебе;
  • Частые прогулы занятий;
  • Подавленность и душевные страдания;
  • Частые слезы без причины;
  • Воздержание от рассказов о школе;
  • Плохой аппетит, проблемы со сном.1,2
Если школьник подвергается физическому насилию, то на его лице и теле постоянно присутствуют синяки и ссадины. Утрачивается интерес к занятиям или хобби, которые раньше нравились. Внезапное снижение оценок также может быть признаком буллинга.6,7

Что следует предпринять

Первый и главный момент – помогите школьнику справиться с любым чувством вины или стыда. Объясните, что это не его вина. Дайте понять, что вы на его стороне. Поддержите и помогите сохранять спокойствие, обрести уверенность в себе и повысить самооценку.

Заглушка

Поговорите с учителями или директором школы, а также с родителями агрессора. Если ситуация серьезная и невозможно разрешить ее мирным путем, следует перевести ученика в другой класс или даже школу.

Что касается кибербуллинга, следует заблокировать агрессора, чтобы он не мог продолжать запугивать и унижать. Можно сообщить о хулигане администрации сайта. Если агрессор анонимный, то можно обратитесь в местное отделение полиции.

Ключевой частью родительских обязанностей является не только защита, но и обучение правильному общению с окружающими людьми. Школьник должен уметь сказать "нет", знать как не поддаваться на провокации. Дети должны знать, что в любой ситуации можно обратиться к родителям или учителям, что это правильно.2,3,7

Коррекция зрения или как предотвратить буллинг ребенка в школе

Буллинг – это проблема, с которой сталкиваются многие дети и подростки в школах. Одной из причин является недостаточное самоуважение и уверенность в себе при проблемах со зрением. Очки могут стать объектом насмешек со стороны сверстников и одноклассников, что только усиливает чувство неполноценности. Однако современные технологии позволяют решить эту проблему.

Коррекция зрения с помощью контактных линз может значительно повысить уверенность в себе у малышей и подростков, сократив буллинг:

  1. Линзы незаметны для окружающих, что исключает возможность насмешек и унижений. Это позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно.
  2. Улучшение зрения благодаря контактным линзам повышает желание общаться. Дети, носящие очки, могут избегать сверстников из-за страха быть осмеянными или непонятыми.
  3. Контактные линзы позволяют быть более активными, заниматься спортом, принимать участие в активных играх и соревнованиях. Линзы будут обеспечивать комфорт и безопасность при физических упражнениях, позволяя активно участвовать в спортивных тренировках.

Оно сосредоточено на получении удовольствия при эксплуатации других. Некоторые школьники выступают в роли свидетелей или наблюдателей.2,6

Речь идет об идеологии полного доминирования на основе позиции "Я победитель, а ты проигравший". При буллинге используются разные формы доминирования. Как правило, агрессор любыми путями пытается получить контроль над ситуацией, и достичь собственные цели, независимо от последствий его действий для окружающих.3,4

Коррекция зрения с помощью контактных линз также положительно сказывается на успеваемости в школе. Ребята с плохим зрением могут испытывать трудности при чтении и письме, что приводит к снижению успеваемости. Однако благодаря линзам, они смогут видеть все ясно и четко, что повышает их концентрацию и улучшает учебные результаты.8,9,10

Как быть, если ребенка обижают в школе при ношении очков?

Заглушка

Контактные линзы MiSight® 1 day – это не только средство коррекции зрения, но и способ повысить уверенность в себе, желание общаться со сверстниками и улучшает успеваемость в школе. Поэтому, если ученик страдает от проблем со зрением, обратитесь к специалисту и узнайте о возможности использования контактных линз. Помогите ему избежать буллинга, стать увереннее, успешнее и счастливее!10

Список литературы:

  1. Бобровникова Н.С. Типология жертв буллинга и кибербуллинга / Н.С. Бобровникова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2023. — №12 (138). https://research-journal.org/archive/12-138-2023-december/10.23670/IRJ.2023.138.84
  2. Кухтова Н.В. Буллинг в условиях образовательной среды: межкультурный аспект // Монография, 2018. - 172 с. https://rep.vsu.by/bitstream/123456789/16884/1/Кухтова%20Н.В.%20и%20др.%20_монография_БУЛЛИНГ_испр.pdf
  3. Титова Н.Б. БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОМУ РОССИЙСКОМУ ОБЩЕСТВУ // Российский государственный профессионально-педагогический университет г. Екатеринбург, Россия, 2018. https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/80331/1/978-5-91256-440-6_2019_109.pdf
  4. Сластихина О.А., Южакова И.О. Профилактика буллинга в школьной среде // Проблемы современного педагогического образования, 2019. https://cyberleninka.ru/article/n/bulling-v-shkolnoy-srede-i-ego-profilaktika
  5. Воронцов Д.Б. Какие особенности имеет школьный буллинга // Вестник Череповецкого государственного университета, 2020. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-bullinga-v-shkole
  6. Муслимова Л.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ - УЧАСТНИКОВ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА // Мировая наука, 2018. https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-osobennosti-lichnosti-podrostkov-uchastnikov-shkolnogo-bullinga
  7. Цыганенко К.М. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ШКОЛЬНОЙ ТРАВЛИ // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2021. https://cyberleninka.ru/article/n/dolgosrochnye-posledstviya-shkolnoy-travli
  8. Копченова Е.Е., Солдатова С.В. Представления о буллинге в системе образования // Проблемы современного педагогического образования, 2021. https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-o-bullinge-v-obrazovatelnoy-srede
  9. Raimundo Jiménez 1, Loreto Martínez-Almeida, Carlos Salas, Carolina Ortíz Контактные линзы против очков при близорукости: есть ли разница в аккомодационной и бинокулярной функциях? // Graefes Arch Clin Exp Ophthalmol. Июнь 2011. https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/21104269/
  10. Яркое будущее с линзами MiSight // Вестник оптометрии, 2020, №6. https://www.optica4all.ru/images/stories/publications/2020/06_2020-BrilliantF.pdf
  11. Мошеева О. Очкарик в школе // ОМ Россия. Сентябрь 2023. Как уберечь ребенка в очках от травли в школе / Публикации (opticmagazine.ru)